Полиция Новосибирской области завершила расследование уголовного дела в отношении группы лиц, обвиняемых в серии краж дорогих автомобилей в Новосибирске. Банда автоугонщиков работала по ночам и состояла из четверых мужчин 1983, 86, 87 и 92 годов рождения, имеющих казахстанское гражданство. За период с апреля по октябрь 2013 года в Центральном, Заельцовском, Дзержинском и Ленинском районах они похитили 5 дорогих автомобилей, припаркованных на улице. Угонщикам достались Toyota RAV4, Toyota Camry, Toyota Land Cruiser Prado, Lexus LX 470 и Lexus RX 330. Приглянувшиеся машины злоумышленники предварительно снимали с сигнализации и меняли регистрационные номера на заранее приготовленные транзитные знаки. 

Один из участников банды был задержан при очередной краже иномарки, после чего полицейские вышли и на остальных членов группировки. В ходе следствия подозреваемые признали свою вину. Уголовное дело направлено в суд.

«На всех автомобилях были установлены сигнализации, но которые не представляли сложности для злоумышленников. Сами названия [сигнализаций] мне ни о чем не говорят, да и не могу я их называть — антиреклама это… Вернули ли владельцам автомобили? Нет, как я понимаю, т.к. там был ущерб заявлен и гражданский иск», — уточнила пресс-секретарь главного следственного управления областного управления МВД Татьяна Букова. 

Сотрудники полиции, пожелавшие остаться неназванными, рассказали корреспонденту НГС.НОВОСТИ, что так называемые электронные отмычки, позволяющие злоумышленнику разблокировать авто, со временем появляются почти ко всем типам сигнализаций.

Эту же мысль подтвердил и специалист по установке сигнализаций Евгений, добавивший, что наибольшую безопасность могут дать только дорогие системы защиты — так называемые диалоговые. «Если человек изобрел сигнализацию, то другой человек может придумать, как ее обезвредить… На мой взгляд, наиболее надежные сигнализации сейчас российские — Pandora и StarLine дорогого класса. Труднее открыть сигнализацию с диалоговым кодом шифрования. Обычная сигнализация работает на постоянной частоте и не меняет свои коды, ее взломать легко, а диалоговая меняет свой код постоянно, и у нее идет связь-оповещение непосредственно с брелоком», — сообщил эксперт по сигнализациям, уточнив, что диалоговые сигнализации стоят с установкой от 7500 руб. и выше, в то время как простые — 5000 руб. или около того. 

Как объяснил корреспонденту НГС.НОВОСТИ директор авторского ателье по комплексной защите от угона Андрей Кондрашов (г. Москва), подобрать «отмычку» можно почти к 90 % сигнализаций, которые продаются на рынке: «Например, продано 100 тыс. экземпляров сигнализаций. В какой-то момент на современном оборудовании высчитываются коды шифрования конкретной модели. К сигнализациям, у которых ключ шифрования один и тот же на весь модельный ряд, создается некий алгоритм шифрования… Человек выходит из машины, ставит машину в охрану; код постановки в охрану считывает кодграббер (прибор-отмычка. — И.К.) и, зная ключ шифрования, вычисляет команду снятия с охраны». Эксперт согласился с коллегой в том, что сложнее всего взлому поддаются сигнализации с диалоговым кодом и с индивидуальными ключами шифрования. «Они на сегодня не подвержены электронному взлому. Компания StarLine дает 5 млн руб. тому, кто взломает их систему. Заявление сделано почти 3 года назад, пока никто не получил эти деньги», — рассказал Андрей Кондрашов.

Самыми эффективными способами защиты собеседники также назвали различные нетрадиционные способы — спрятанные в салоне автомобиля GPS-маячки или даже недорогой телефон, чтобы можно было отследить его сигнал.

«Эффективны не общепринятые меры защиты, а какие-то индивидуальные разработки, которые автовладелец делает конкретно под свою машину. Это и размыкание цепи зажигания в каком-то потайном месте и установка скрытых технических устройств, которые могут работать в качестве маячков… Даже какие-то механические средства, как, например, блокираторы руля. Ведь чтобы угнать автомобиль с использованием автосканера, требуется 5 секунд, а для того, чтобы перепилить или сломать какую-то железяку, гораздо больше времени. Скорее всего, преступник не пойдет на такое, найдет другой автомобиль», — объяснил один из сотрудников новосибирской полиции и добавил, что искренне не понимает тех людей, кто находит деньги на дорогой автомобиль, но при этом оставляет его на улице, не заботясь о приобретении гаража. 

«С начала года и на 4 августа по Новосибирской области зарегистрировано 1098 краж и угонов автотранспорта. За предыдущий год, в этот же период — 1057. Небольшой рост есть, но он соответствует общему росту автопарка. Резких скачков нет», — уверяют в областном управлении МВД. Сколько из них совершены для обогащения, а не просто покататься, в ведомстве не уточнили.

Компания «АльфаСтрахование», которая ежегодно проводит свои исследования по самым угоняемым автомобилям, в новом рейтинге за период с 1 июля 2013 г. по 30 июня 2014 г. назвала самыми угоняемыми в российских городах Mercedes Benz GL, LADA Priora и Toyota Land Cruiser. Лидерами предыдущего рейтинга были Range Rover, Infinity FX и Toyota Highlander. 

Самыми угоняемыми автомобилями в Сибири в 2013 году в «Альфа Страховании» назвали «Тойоту». Тройка лидеров в этом топе была таковой: Toyota RAV4, Toyota Land Cruiser 200 и Toyota Highlander. 

«В основе рейтингов лежит показатель частоты угонов, который представляет собой отношение числа угнанных машин к общему количеству застрахованных авто и отражает реальный риск автовладельца остаться без своего транспортного средства», — уточнили в компании.

Новосибирск попал и в другой рейтинг страховщиков, оказавшись на 8-й строчке в стране по частоте угонов к числу застрахованных авто - его результат 0,19 %. Город опередил Екатеринбург (0,13 %) и Ростов-на-Дону (0,12 %). Первые строчки топ-10 в 2014 году заняли Самара (0,43 %), Пермь (0,37 %) и Тольятти (0,35 %). Любопытно, что в рейтинг за предыдущий год он не попал вовсе.


Илья Калинин